Распиновка розетки фаркопа — как подключить легковой фаркоп на 5, 7 и 13 контактов, стандарт и американская розетка

Многие автовладельцы пользуются автоприцепами для транспортировки крупногабаритных или тяжелых грузов, во время туристических поездок, а также для других целей. Он присоединяется к автомобилю с помощью прицепного устройства – фаркопа.

Прицеп имеет свое светосигнальное оборудование, которое подключается к схемам сигнализации автомобиля через специальный электрический блочный разъем (розетку), расположенный непосредственно на фаркопе.

Содержание

Понятие распиновки розетки фаркопа

Для обеспечения безопасности движения автотранспортного средства с прицепом, на нем устанавливается набор средств сигнализации, дублирующий задние огни автомобиля.

В этом случае водители автомашин, следующих за прицепом, полностью информированы о характере движения впереди идущего автомобиля.

Цепи сигнализации прицепа распаиваются на кабельный разъем вилку.

Контакты розетки и вилки выполнены в виде гнезд и штырей. Они размещены таким образом, что их сочетание образует своеобразный ключ, гарантирующий однозначность сочленения разъемов.

Штыри очень плотно входят в гнезда, обеспечивая надежный контакт с минимальным переходным сопротивлением.

Распиновкой называют схему, на которой указывается номер контакта соединителя и назначение подводимой к нему цепи.

В принципе это может быть не схема, а таблица, рисунок или просто текст.

Обязательными являются лишь два условия: вместе с номером контакта указывается назначение цепи и цвет подводимых проводов.

Цветная маркировка очень облегчает самостоятельный монтаж и поиск неисправностей, так как нумерация контактов разъемов имеет свои особенности и не столь очевидна для человека, не имеющего достаточного опыта работы с электрооборудованием.

Схемы подключения розетки фаркопа

Для подключения в основном используются соединители двух стандартов:

  • В России преимущественно применяются разъемы с 7 цилиндрическими контактами, но они также могут использоваться и в Европе, и в США.

Существуют американские разъемы на 7 контактов с плоскими ножевыми разъемами с несколько отличной схемой:

  • Европейский и американский стандарт с 13-ю контактами. Используется в большинстве иномарок для подсоединения домов-прицепов.

При сочленении разъемов нужно следить, чтобы они были однотипные и имели одинаковое число контактов.

Для согласования 13-ти контактных соединителей с 7-ми контактными существуют специальные переходники.

Если разъемы вообще различаются по типу, например на автомобиле круглые контакты, а на прицепе ножевые, то нужно заменить один из них и распаять провода по одинаковой схеме.

Специальный разъем

Встречаются случаи, когда автомобиль имеет схему и комплектацию сигнального электрооборудования, для которой нет общеупотребительных аналогов. Это автомобили штучного или специального назначения.

В этом случае приходится заказывать оригинальный разъем, имеющий индивидуальную распиновку.

Что нужно для распиновки розетки фаркопа

Для того чтобы было удобнее соединить автомашину с прицепом, нужно подобрать однотипные розетку и вилку, желательно с одинаковым числом контактов.

Далее необходимо найти готовую, или составить самостоятельно схему подключения проводов, запасти необходимые материалы и инструменты:

  • провода или кабели с сечением 1,5 мм² и с расцветкой соответствующей имеющейся схеме;
  • провод сечением 2,5 или 4,0 мм² для подключения земли (массы);
  • монтажные пластиковые хомуты для увязки проводов в жгут и для крепления жгута к конструкции автомашины;
  • гофрированный или гладкий полипропиленовый прочный шланг для механической защиты проводов и для создания дополнительной изоляции относительно корпуса кузова;
  • для удобства подсоединения проводов к сигнальной арматуре желательно иметь клеммные колодки или ножевые соединители по числу проводов;
  • влагоустойчивый герметик для гидроизоляции отверстий, через которые впоследствии будет пропускаться жгут;
  • небольшие куски термоусадочной трубки для защиты мест паек. Желательно, чтобы они были одинакового цвета с проводами;
  • изоляционная лента.

Кроме того понадобятся некоторые инструменты:

  • электрический паяльник мощностью 60 – 90 Вт;
  • пассатижи, кусачки;
  • набор ключей и пара отверток различного размера с плоским и крестообразным жалом;
  • монтажный нож для зачистки изоляции.

Разбор схемы по цветам

Для удобства монтажа и исключения возможных ошибок при распайке разъемов, принято использовать цветные провода или кабели с разноцветными жилами. Каждому электрическому сигналу должен соответствовать провод определенного цвета. Раскладку по цветам определяет производитель, не рекомендуется ее нарушать.

Такой подход значительно облегчает не только монтаж, но и поиск неисправностей при ремонте. Например, если на прицепе не горит левый поворот, то нужно проверить, не отпаялся ли желтый провод на первом контакте.

Существует несколько общеупотребительных вариантов цветовой раскладки в зависимости от типа соединителей, а также от производителя автомобильной техники.

На схемах и в описаниях приняты сокращенные обозначения цветов:

желтый – ж, голубой – гол, белый – б, черно-белый – ч-б, светло-серый – св-сер, фиолетовый — ф, и т.д.

На практике, при отсутствии проводов нужных расцветок, используют одноцветные жилы, но в качестве бирок используют цветные термоусадочные или ПХВ трубки.

Можно использовать и кабели с разноцветными жилами других цветов. В этом случае чтобы облегчить впоследствии поиск неисправностей, нужно начертить схему распиновки, запаять ее в ламинированную оболочку или в ПХВ пленку и хранить в защищенном от повреждений месте: в багажнике или в салоне, в бардачке.

Пошаговая инструкция подключения

Принцип распиновки розетки на 7 разъемов

Штыревые разъемы на 7 контактов имеют минимальный набор светосигнальных цепей.

Эти сигналы обеспечивают полную информацию о характере движения и эволюциях автомобиля: повороты, торможение, указатели габаритов.

Распиновка и цветовая раскладка для 7-ми контактных соединителей приведена в таблице 1.

В этой же таблице находится распиновка разъемов США с 7 ножевыми контактами.

Распиновка на 13 разъемов

Применяется в большинстве современных иностранных автомобилей, рассчитанных на совместную эксплуатацию с автоприцепами.

Схема имеет дополнительную сигнализацию движения задним ходом и две раздельные цепи питания 12 В, одна из которых включается с момента поворота ключа зажигания.

Таблица

Номер контакта
Соединитель на 7 контактов
Соединитель на 13 контактов
Цвет
Соединитель на 7 ножевых контактов США
Цвет
1
Левый поворот
То же
Ж.
Земля
Б.
2
Противотуманные фары
То же
Гол.
Левый поворот и стоп-сигнал
Ж.
3
Земля
Для контактов 1 — 8
Б.
Габаритные огни и подсветка номера
Кор.
4
Правый поворот
То же
З.
+12 В
Ч.
5
Правый габарит и подсветка номера
То же
Кор.
Правый поворот и стоп-сигнал
З.
6
Стоп сигналы
То же
Кр.
Управление тормозами
Син.
7
Левый поворот
То же
Ч.
Задний ход, управление импульсными тормозами
Ф.
8
Задний ход, управление импульсными тормозами
Роз.
9
+ 12В включен постоянно
Ор.
10
+ 12В включен через замок зажигания
Сер.
11
Масса для 10 контакта
Ч- б.
12
Резервный
Св — сер.
13
Масса для 9 контакта
Кр — б.

Распиновка других видов

Существуют фаркопы с розетками на 15 контактов. Они применяются для большегрузных прицепов и имеют специальную сигнализацию, применяемую для обеспечения безопасных перевозок тяжелыми тягачами:

  • износа тормозов;
  • включения стояночных тормозов;
  • подъема моста;
  • провода шины CAN. Это специальная высокоскоростная шина обмена данными состояния всех узлов и агрегатов автомобиля и прицепа.

Информация запрашивается и поступает в бортовой компьютер.

Работа по подключению такой сигнализации требует профессиональных навыков и должна выполняться специалистами.

Подключение розетки фаркопа рекомендуется производить в следующей последовательности:

  1. Снять части обшивки, закрывающие доступ к фонарям заднего вида.
  2. Нарезать провода необходимых цветов нужной длины, лучше с небольшим запасом.
  3. К сигнальным цепям фонарей подсоединить провода-дублеры, которые будут проложены до фаркопа. Присоединение можно сделать пайкой, для этого зачищается от изоляции небольшой участок штатного проводника, к нему скруткой прикрепляется монтируемая жила, затем место скрутки тщательно пропаивается и изолируется.

Можно соединить провода с помощью специальных ножевых соединителей с разветвителями. В этом случае пайка не требуется:

  1. Выбрать подходящий болт в кузовной части багажника и прикрутить под него «земляной» провод увеличенного сечения. Место контакта должно быть тщательно зачищено от краски. Затем этот контакт рекомендуется покрыть защитной антикоррозийной смазкой.
  2. Все провода нужно уложить в жгут и поместить в защитный рукав или шланг.
  3. В технологическом отверстии багажника, прикрытом резиной, нужно проделать отверстие, пропустить через него жгут и подвести его к фаркопу. Крепить жгут к конструкции можно пластиковыми стяжками или применить какие-то другие хомуты.
  4. Обрезать провода под нужный размер.
  5. Залудить концы проводов, надеть на них трубки ПХВ, затем распаять в соответствии со схемой.
  6. Место ввода жгута в розетку рекомендуется залить герметиком.
  7. Восстановить снятую обшивку.

Зачем нужен электронный блок согласования

Если автомобиль не содержит микропроцессорный блок управления топливной, тормозной и другими автомобильными системами, то соединение розетки с вилкой прицепа производится напрямую, без вспомогательных устройств.

В настоящее время практически все автомашины управляются от бортового компьютера или, так называемого ЭБУ (электронный блок управления).

Начиная от момента включения зажигания, он непрерывно анализирует состояние всех систем, в том числе контролирует и потребление тока от источников питания – аккумулятора и генератора.

Подключенный прицеп создает дополнительную нагрузку, поэтому, если не принять мер, то ЭБУ посчитает это как неисправность и подаст соответствующий аварийный сигнал.

Чтобы этого не происходило, цепи сигнализации прицепа к вилке подключаются не напрямую, а через специальный блок согласования, с помощью которого ЭБУ распознает наличие подключенного автоприцепа.

Основные особенности и советы по подключению

  • При приобретении фаркопа с розеткой нужно проследить, чтобы она была однотипной с вилкой прицепа и имела такое же число контактов.
  • Розетка обязательно должна иметь подпружиненную защитную крышечку, которая защищает контактную систему от атмосферных осадков при отсоединенном прицепе.
  • Контакты не должны качаться в своих гнездах, во избежание попадания влаги внутрь корпуса разъема.
  • Распайку производить по рекомендованной схеме, а проводники должны иметь жилы указанного в документации сечения.
  • При соединении 7 контактных разъемов с 13 контактными использовать только стандартные переходные устройства.
  • Крепление жгутов должно надежно предохранять их от воздействия вибраций.
  • Современные автомобили оснащаются сложной электроникой, которая в случае неправильного подключения может выйти из строя. Поэтому после окончания работы нужно тщательно проверить мультиметром правильность распайки – только после этого можно подключать прицеп.

Монтаж электрических цепей вполне доступно выполнить человеку, владеющему инструментами и имеющему навык чтения простых электрических схем.

В случае затруднений рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Фото распиновки фаркопа

Автор статьи:
Добавить комментарий