Распиновка розетки фаркопа — как подключить легковой фаркоп на 5, 7 и 13 контактов, стандарт и американская розетка
Многие автовладельцы пользуются автоприцепами для транспортировки крупногабаритных или тяжелых грузов, во время туристических поездок, а также для других целей. Он присоединяется к автомобилю с помощью прицепного устройства – фаркопа.
Прицеп имеет свое светосигнальное оборудование, которое подключается к схемам сигнализации автомобиля через специальный электрический блочный разъем (розетку), расположенный непосредственно на фаркопе.
Понятие распиновки розетки фаркопа
Для обеспечения безопасности движения автотранспортного средства с прицепом, на нем устанавливается набор средств сигнализации, дублирующий задние огни автомобиля.
В этом случае водители автомашин, следующих за прицепом, полностью информированы о характере движения впереди идущего автомобиля.
Цепи сигнализации прицепа распаиваются на кабельный разъем вилку.
Контакты розетки и вилки выполнены в виде гнезд и штырей. Они размещены таким образом, что их сочетание образует своеобразный ключ, гарантирующий однозначность сочленения разъемов.
Штыри очень плотно входят в гнезда, обеспечивая надежный контакт с минимальным переходным сопротивлением.
Распиновкой называют схему, на которой указывается номер контакта соединителя и назначение подводимой к нему цепи.
В принципе это может быть не схема, а таблица, рисунок или просто текст.
Обязательными являются лишь два условия: вместе с номером контакта указывается назначение цепи и цвет подводимых проводов.
Цветная маркировка очень облегчает самостоятельный монтаж и поиск неисправностей, так как нумерация контактов разъемов имеет свои особенности и не столь очевидна для человека, не имеющего достаточного опыта работы с электрооборудованием.
Схемы подключения розетки фаркопа
Для подключения в основном используются соединители двух стандартов:
- В России преимущественно применяются разъемы с 7 цилиндрическими контактами, но они также могут использоваться и в Европе, и в США.
Существуют американские разъемы на 7 контактов с плоскими ножевыми разъемами с несколько отличной схемой:
- Европейский и американский стандарт с 13-ю контактами. Используется в большинстве иномарок для подсоединения домов-прицепов.
При сочленении разъемов нужно следить, чтобы они были однотипные и имели одинаковое число контактов.
Для согласования 13-ти контактных соединителей с 7-ми контактными существуют специальные переходники.
Если разъемы вообще различаются по типу, например на автомобиле круглые контакты, а на прицепе ножевые, то нужно заменить один из них и распаять провода по одинаковой схеме.
Специальный разъем
Встречаются случаи, когда автомобиль имеет схему и комплектацию сигнального электрооборудования, для которой нет общеупотребительных аналогов. Это автомобили штучного или специального назначения.
В этом случае приходится заказывать оригинальный разъем, имеющий индивидуальную распиновку.
Что нужно для распиновки розетки фаркопа
Для того чтобы было удобнее соединить автомашину с прицепом, нужно подобрать однотипные розетку и вилку, желательно с одинаковым числом контактов.
Далее необходимо найти готовую, или составить самостоятельно схему подключения проводов, запасти необходимые материалы и инструменты:
- провода или кабели с сечением 1,5 мм² и с расцветкой соответствующей имеющейся схеме;
- провод сечением 2,5 или 4,0 мм² для подключения земли (массы);
- монтажные пластиковые хомуты для увязки проводов в жгут и для крепления жгута к конструкции автомашины;
- гофрированный или гладкий полипропиленовый прочный шланг для механической защиты проводов и для создания дополнительной изоляции относительно корпуса кузова;
- для удобства подсоединения проводов к сигнальной арматуре желательно иметь клеммные колодки или ножевые соединители по числу проводов;
- влагоустойчивый герметик для гидроизоляции отверстий, через которые впоследствии будет пропускаться жгут;
- небольшие куски термоусадочной трубки для защиты мест паек. Желательно, чтобы они были одинакового цвета с проводами;
- изоляционная лента.
Кроме того понадобятся некоторые инструменты:
- электрический паяльник мощностью 60 – 90 Вт;
- пассатижи, кусачки;
- набор ключей и пара отверток различного размера с плоским и крестообразным жалом;
- монтажный нож для зачистки изоляции.
Разбор схемы по цветам
Для удобства монтажа и исключения возможных ошибок при распайке разъемов, принято использовать цветные провода или кабели с разноцветными жилами. Каждому электрическому сигналу должен соответствовать провод определенного цвета. Раскладку по цветам определяет производитель, не рекомендуется ее нарушать.
Такой подход значительно облегчает не только монтаж, но и поиск неисправностей при ремонте. Например, если на прицепе не горит левый поворот, то нужно проверить, не отпаялся ли желтый провод на первом контакте.
Существует несколько общеупотребительных вариантов цветовой раскладки в зависимости от типа соединителей, а также от производителя автомобильной техники.
На схемах и в описаниях приняты сокращенные обозначения цветов:
желтый – ж, голубой – гол, белый – б, черно-белый – ч-б, светло-серый – св-сер, фиолетовый — ф, и т.д.
На практике, при отсутствии проводов нужных расцветок, используют одноцветные жилы, но в качестве бирок используют цветные термоусадочные или ПХВ трубки.
Можно использовать и кабели с разноцветными жилами других цветов. В этом случае чтобы облегчить впоследствии поиск неисправностей, нужно начертить схему распиновки, запаять ее в ламинированную оболочку или в ПХВ пленку и хранить в защищенном от повреждений месте: в багажнике или в салоне, в бардачке.
Пошаговая инструкция подключения
Принцип распиновки розетки на 7 разъемов
Штыревые разъемы на 7 контактов имеют минимальный набор светосигнальных цепей.
Эти сигналы обеспечивают полную информацию о характере движения и эволюциях автомобиля: повороты, торможение, указатели габаритов.
Распиновка и цветовая раскладка для 7-ми контактных соединителей приведена в таблице 1.
В этой же таблице находится распиновка разъемов США с 7 ножевыми контактами.
Распиновка на 13 разъемов
Применяется в большинстве современных иностранных автомобилей, рассчитанных на совместную эксплуатацию с автоприцепами.
Схема имеет дополнительную сигнализацию движения задним ходом и две раздельные цепи питания 12 В, одна из которых включается с момента поворота ключа зажигания.
Таблица
Номер контакта |
Соединитель на 7 контактов |
Соединитель на 13 контактов |
Цвет |
Соединитель на 7 ножевых контактов США |
Цвет |
1 |
Левый поворот |
То же |
Ж. |
Земля |
Б. |
2 |
Противотуманные фары |
То же |
Гол. |
Левый поворот и стоп-сигнал |
Ж. |
3 |
Земля |
Для контактов 1 — 8 |
Б. |
Габаритные огни и подсветка номера |
Кор. |
4 |
Правый поворот |
То же |
З. |
+12 В |
Ч. |
5 |
Правый габарит и подсветка номера |
То же |
Кор. |
Правый поворот и стоп-сигнал |
З. |
6 |
Стоп сигналы |
То же |
Кр. |
Управление тормозами |
Син. |
7 |
Левый поворот |
То же |
Ч. |
Задний ход, управление импульсными тормозами |
Ф. |
8 |
Задний ход, управление импульсными тормозами |
Роз. |
|||
9 |
+ 12В включен постоянно |
Ор. |
|||
10 |
+ 12В включен через замок зажигания |
Сер. |
|||
11 |
Масса для 10 контакта |
Ч- б. |
|||
12 |
Резервный |
Св — сер. |
|||
13 |
Масса для 9 контакта |
Кр — б. |
Распиновка других видов
Существуют фаркопы с розетками на 15 контактов. Они применяются для большегрузных прицепов и имеют специальную сигнализацию, применяемую для обеспечения безопасных перевозок тяжелыми тягачами:
- износа тормозов;
- включения стояночных тормозов;
- подъема моста;
- провода шины CAN. Это специальная высокоскоростная шина обмена данными состояния всех узлов и агрегатов автомобиля и прицепа.
Информация запрашивается и поступает в бортовой компьютер.
Работа по подключению такой сигнализации требует профессиональных навыков и должна выполняться специалистами.
Подключение розетки фаркопа рекомендуется производить в следующей последовательности:
- Снять части обшивки, закрывающие доступ к фонарям заднего вида.
- Нарезать провода необходимых цветов нужной длины, лучше с небольшим запасом.
- К сигнальным цепям фонарей подсоединить провода-дублеры, которые будут проложены до фаркопа. Присоединение можно сделать пайкой, для этого зачищается от изоляции небольшой участок штатного проводника, к нему скруткой прикрепляется монтируемая жила, затем место скрутки тщательно пропаивается и изолируется.
Можно соединить провода с помощью специальных ножевых соединителей с разветвителями. В этом случае пайка не требуется:
- Выбрать подходящий болт в кузовной части багажника и прикрутить под него «земляной» провод увеличенного сечения. Место контакта должно быть тщательно зачищено от краски. Затем этот контакт рекомендуется покрыть защитной антикоррозийной смазкой.
- Все провода нужно уложить в жгут и поместить в защитный рукав или шланг.
- В технологическом отверстии багажника, прикрытом резиной, нужно проделать отверстие, пропустить через него жгут и подвести его к фаркопу. Крепить жгут к конструкции можно пластиковыми стяжками или применить какие-то другие хомуты.
- Обрезать провода под нужный размер.
- Залудить концы проводов, надеть на них трубки ПХВ, затем распаять в соответствии со схемой.
- Место ввода жгута в розетку рекомендуется залить герметиком.
- Восстановить снятую обшивку.
Зачем нужен электронный блок согласования
Если автомобиль не содержит микропроцессорный блок управления топливной, тормозной и другими автомобильными системами, то соединение розетки с вилкой прицепа производится напрямую, без вспомогательных устройств.
В настоящее время практически все автомашины управляются от бортового компьютера или, так называемого ЭБУ (электронный блок управления).
Начиная от момента включения зажигания, он непрерывно анализирует состояние всех систем, в том числе контролирует и потребление тока от источников питания – аккумулятора и генератора.
Подключенный прицеп создает дополнительную нагрузку, поэтому, если не принять мер, то ЭБУ посчитает это как неисправность и подаст соответствующий аварийный сигнал.
Чтобы этого не происходило, цепи сигнализации прицепа к вилке подключаются не напрямую, а через специальный блок согласования, с помощью которого ЭБУ распознает наличие подключенного автоприцепа.
Основные особенности и советы по подключению
- При приобретении фаркопа с розеткой нужно проследить, чтобы она была однотипной с вилкой прицепа и имела такое же число контактов.
- Розетка обязательно должна иметь подпружиненную защитную крышечку, которая защищает контактную систему от атмосферных осадков при отсоединенном прицепе.
- Контакты не должны качаться в своих гнездах, во избежание попадания влаги внутрь корпуса разъема.
- Распайку производить по рекомендованной схеме, а проводники должны иметь жилы указанного в документации сечения.
- При соединении 7 контактных разъемов с 13 контактными использовать только стандартные переходные устройства.
- Крепление жгутов должно надежно предохранять их от воздействия вибраций.
- Современные автомобили оснащаются сложной электроникой, которая в случае неправильного подключения может выйти из строя. Поэтому после окончания работы нужно тщательно проверить мультиметром правильность распайки – только после этого можно подключать прицеп.
Монтаж электрических цепей вполне доступно выполнить человеку, владеющему инструментами и имеющему навык чтения простых электрических схем.
В случае затруднений рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.