Выжигание по дереву — пошаговые мастер-классы для начинающих, наборы, картинки и рисунки для выжигания + фото идеи
Среди тех, чьё детство и юность пришлись на 80-е годы, сложно найти человека, которого не коснулось бы увлечение пирографией, то есть, выжиганием по дереву.
До сих пор при взгляде на маленькую коробочку с надписью «Узор» или «Вязь» у взрослых тётенек и дяденек теплеют взоры, и вспоминаются чудесные вечера, проведенные за любимым хобби.
Тем удивительнее тот факт, что история этого вида творчества уходит корнями в такую древность, в которой мастера с выжигательным аппаратом представить себе довольно сложно.
Как? Без электричества? Да! На Руси выжигание освоили уже в IX веке.
А найденные при перуанских раскопках предметы, украшенные пирографической росписью, датируются археологами аж VIII веком до нашей эры!
Не забыта пирография и сейчас. Более того! Возможности создать с её помощью настоящий шедевр в наши дни значительно увеличились!
Выжигание по дереву, подзабытое в начале столетия, вновь становится популярным. И не мудрено! Ведь пользу этого занятия трудно оспорить.
Кроме возможности украсить свой быт, она развивает и воспитывает в детях множество важных качеств, умений и навыков.
А взрослым помогает отвлечься от повседневной суеты, служа своеобразной медитацией.
Специфика выжигания по дереву и сфера применения
Слово «пирография» в буквальном переводе означает «письмо огнём». Изображение наносят раскалённой иглой почти так же, как делают это при рисовании карандашом.
Поверхность, кстати, может быть не только деревянной: пирографию применяют также для выжигания по картону, бумаге, пробке, ткани и коже. Но древесина в этой технике используется значительно чаще.
Древесная основа позволяет мастеру реализовать практически любую фантазию.
С помощью пирографической иглы или жала можно выполнить тоновой или контурный рисунок, экспериментировать с текстурами.
А также использовать для оформления и передачи объёма штрихи или точки, объединять различные техники выжигания, совмещать их с росписью, резьбой или элементами аппликации.
Кроме того, сама фактура дерева настолько красива, что естественным образом становится частью декора готового изделия.
Следует отметить, что, поскольку выжигание связано с процессом горения, во время работы неизбежно некоторое задымление.
Значит, надо позаботиться о том, чтобы помещение, в котором планируется заниматься пирографией, хорошо проветривалось.
С её помощью можно оформлять мебель, предметы быта и кухонную утварь, деревянные игрушки и сувениры, создавать бижутерию и картины.
Сферы применения этой техники столь же разнообразны, сколь и сами способы выжигания.
Выжигательный аппарат до эпохи электричества
Нынче приобщиться к этому увлекательному виду творчества не сложно: приобрести инструменты и материалы не составляет проблемы.
А для того, чтобы представить себе древнее приспособление для выжигания, пожалуй, придётся включить фантазию.
Это ещё раз доказывает, что для реализации творческих замыслов не может быть преград – справиться можно с любой задачей:
- Согласно гипотезе Роберта Бойера, ещё доисторическими людьми обугленное в костре дерево использовалось для создания, возможно, ритуальных, конструкций и изображений.
- Они были предтечей этого удивительного искусства. Научившись же изготавливать и использовать металлы, человек усовершенствовал и выжигание.
- Огненный след пирографии обнаруживается и в древнем Египте, и в африканских племенах, и в китайской культуре эпохи династии Хань, и в перуанской культуре Наска.
- Последняя, кстати, считается древнейшей: представляющая её 13-сантиметровая чаша с изображением девяти колибри датируется приблизительно 700-м годом до нашей эры!
- Вплоть до Средних веков выжигали с помощью раскалённого железного гвоздя или прута. Использовали в работе и увеличительное стекло, направляя через него на контуры рисунка луч солнца.
- И до викторианской эпохи, подарившей миру первые выжигательные приборы, ремесло это чаще называли «покерворком».
- Начиная с XVII века пирография развивалась уже уверенно и стабильно. К XIX веку пирографисты могли похвастаться очень сложными и техничными работами!
Конечно, пирографы тех лет были огромными и громоздкими.
Один из первых приборов, изображение которого сохранила история, был переделан из медицинского оборудования.
Устройства, подобные «машине для прижигания Клода Паккелена» использовали в качестве «топлива» пар, газ или спирт.
Когда же, благодаря Мануэлю Перье, пирограф стал компактным, выжигание – не без участия рекламы, конечно, — даже стало популярным женским рукоделием:
- Набор помещался в красивую, выжженную (!) шкатулку. Включал в себя пару стеклянных флаконов, несколько резиновых трубочек, грушевидные насосики, рукоятку из дерева и платиновую насадку.
- В один из флаконов помещали вату и наливали бензин. Трубками соединяли его с рукояткой и грушами. На рукоятку насаживали платиновый наконечник.
- Второй флакон использовался как спиртовая горелка: над нею нагревали наконечник – он должен был раскалиться докрасна.
- Взяв в одну руку ручку с раскалённой насадкой, второй с помощью груш подкачивали воздух с бензиновыми парами, что позволяло контролировать температуру наконечника.
Правда, стоит отметить, что пирограф Перье был не безопасен: флаконы могли опрокинуться и даже взорваться! Но остановить прогресс пирографии это уже не могло.
Материалы и инструменты для выжигания
Приступая к освоению любого ремесла надо узнать, как правильно выбрать инструменты и материалы, понять, на что следует обратить внимание и с чего начать.
Если речь идёт о выжигании по дереву, то стоит познакомиться со свойствами древесины, чтобы выбрать наиболее подходящую основу.
Если речь идёт о пирографе, то есть, о выжигательном аппарате, надо ознакомиться с различными моделями, изучить их технические характеристики.
Это поможет сделать работу приятной и значительно быстрее добиться желаемых результатов.
Пирограф
Электровыжигатели, подобные тем, к которым мы привыкли, начали выпускаться в 50-х годах XX века. Сейчас можно найти различные модели этих приборов, но, по сути, делятся они на два вида:
- Петельные
- Паяльниковые.
Отличаются они друг от друга скоростью нагрева и остывания, уровнем накала и возможностью его регулировать.
А также наличием насадок и их прочностью и различными принципами действия самого выжигающего элемента. К выбору прибора стоит подойти ответственно.
Особенно если заниматься выжиганием будет ребёнок. Аппарат должен иметь удобную ручку соответствующей толщины.
Такую, к которой не придётся долго приноравливаться, которая не будет переутомлять пальцы ребёнка.
Чаще всего для знакомства с выжиганием выбирают именно петельные пирографы. Большинству взрослых они и знакомы по детским увлечениям.
Конструкция этих аппаратов проста: в пластмассовый корпус помещён трансформатор, соединённый проводом с ручкой, на которой закреплена проволочная петля накаливания.
Плюсы петельных пирографов:
- Быстрое накаливание, быстрое остывание (дети не любят долго ждать, да и не у каждого взрослого на это есть время);
- Возможность регулирования температуры нагрева (на корпусе есть переключатель);
- При необходимости проволочную петлю можно поменять – в наборе всегда есть запасная – приобрести новую или сделать её самостоятельно (но это уже занятие не для детей);
- Высокая скорость выжигания вследствие сильного накала наконечника;
- Удобная ручка, позволяющая держать руку над самой работой, облегчая прорисовывание деталей изображения.
Минусы петельных пирографов:
- Аппараты быстро нагреваются и могут перегореть, поэтому придётся время от времени прерывать работу (согласно большинству инструкций – раз в 30 минут);
- Срок службы петельных насадок невелик, а замена трудна (хотя в современных моделях проблема замены насадки практически решена);
- Петельный выжигатель не рассчитан на создание тонового рисунка и рисование непрерывных линий. Основные приёмы работы с ним – штриховка и точечные изображения.
В среде мастеров-пирографистов паяльниковые выжигатели считаются более продвинутым инструментом.
Плюсы паяльниковых пирографов:
- Разогретое жало сохраняет набранный накал сколь угодно долго;
- Насадки прочные, поскольку для их изготовления используются тугоплавкие металлы. Они редко ломаются, их можно заменить, не выключая прибор;
- Паяльниковый выжигатель предоставляет возможность использовать большое количество средств художественной выразительности: непрерывная линия, толщина которой будет зависеть от насадки, свето-теневой рисунок, заливка, градиент и др.
- Насадки паяльникового пирографа позволяют создавать штампы.
Минусы паяльниковых пирографов:
- Длительный нагрев и остывание;
- Фиксированная температура (отрегулировать нельзя);
- Толщина, вес и длина ручки понижают маневренность руки при выполнении работы;
- Низкая скорость выжигания;
- При поломке восстановлению не подлежит.
Конечно, при соблюдении правил эксплуатации любой прибор будет служить долго.
Привыкнув к нему, «подружившись» с ним, поняв все тонкости и нюансы манипуляций, создать рисунок любой сложности и назначения будет уже не трудно.
Древесина мягких пород
Инструмент выбран. Надо позаботиться о материале. Обычно в наборе, вместе с пирографом и насадками, есть специально подготовленные досочки или фанерки.
Да и приобрести в магазине, предлагающем товары для творчества, комплекты досок для пирографии не составляет проблемы.
Но если оригинальная идея подталкивает к самостоятельному выбору материала, на что следует обратить внимание:
- Порода дерева. Идеальным вариантом считаются берёза, липа, ольха, каштан, осина, тополь. Тут значение имеет ещё и сфера применения будущего изделия, поэтому, чтобы не ошибиться, желательно заранее ознакомиться с характеристиками древесины той или иной породы.
- Структура древесины. Если поверхность основы плотная, однородная, имеет мелкопористую структуру, без сколов, трещин, сучков или других пороков, успех в работе уже наполовину у вас в кармане! Впрочем, иногда сучки и естественные трещины можно удачно использовать в композиции рисунка.
- Смолистость или наличие клея в составе основы. На первых порах этого лучше избегать, ведь, кроме неприятного запаха, эти особенности могут подкинуть неприятные сюрпризы в процессе выжигания, испортив изображение.
- Оттенок древесины. Конечно, его выбор зависит от задумки, но, как правило, выжженное изображение куда лучше смотрится на светлых изделиях. При желании или необходимости, дополнительной глубины тона можно добиться с помощью лака или морилки.
- Состояние поверхности древесины. Лучше сразу брать чистую и ровную. Хотя, в принципе, основу можно довести до нужного состояния, отшлифовав её самостоятельно. Процесс это довольно трудоёмкий и долгий.
Если внимательно прочитать список, можно заметить, что приоритет закреплён за древесиной пород мягких и средней твёрдости. Это обусловлено необходимой пластичностью материала.
Однако древесину таких наиболее мягких пород, как сосна, сель, кедр и пихта, то есть, хвойных, начинающим пирографистам использовать не рекомендуют.
Во-первых, из-за их смолистости, во-вторых, из-за их неоднородной фактуры, чередующей твёрдые и мягкие слои.
Такая «полосатенькая», то и дело «закипающая» поверхность не позволяет в должной мере детализировать рисунок и основательно проработать мелкие элементы.
Впрочем, это не повод отказываться от работы с ними вовсе. Со временем и опытом можно научиться использовать особенности и хвойных основ.
Так постепенно, начав с фанерных образцов, приложенных к набору для выжигания, можно научиться с первого взгляда определять, насколько подходит та или иная древесина для задуманного изделия.
И превратить особенности её поверхности в ещё один элемент художественной выразительности и декоративной ценности.
Трафарет
Работу начинающего мастера, делающего первые шаги в пирографии, облегчает наличие в наборе для выжигания трафаретов:
- Это несложные изображения, которые можно легко перевести на деревянную основу и выжечь даже не имея крепкого навыка.
- На первых порах стоит выбирать рисунки, имеющие чёткий контур и не отягощённые обилием деталей и подробностей. Их главная задача – помочь освоить технику выжигания.
- Дети с удовольствием выжигают героев мультфильмов и любимых сказок, забавных зверюшек, птичек, бабочек и рыбок, кораблики, машинки и самолётики.
- Взрослые даже для первых экспериментов могут выбрать следующий уровень сложности, взяв трафарет с изображением натюрморта, пейзажа или портрета.
- В качестве последнего можно использовать, например, фотографию любимого актёра.
Выбор трафарета на любом этапе обучения и творчества может быть обусловлен не только уровнем профессионализма пирографиста, но и художественной техникой, в которой будет выполнена работа.
Основными техниками выжигания считают:
- Контурную: она предполагает линейное выжигание по контуру изображения – надписи, рисунка, узора, орнамента и т.п. Не предполагает штриховки, заливки, свето-теневой или иной проработки пирографом. Трафарет для такого изображения и будет представлять собой такой контур.
- Силуэтную: она предполагает создание контрастного изображения путём выделения освещённых его участков. Древесная основа на них остаётся чистой, а фон и затенённые участки рисунка затемняются пирографом. Причём это может быть как штриховка, так и любая другая техника, например, заливка. Понятно, что на трафарете такого изображения должны тёмные и светлые участки должны быть выделены цветом.
- Художественную: она объединяет две предыдущие техники, позволяет передавать объём изображаемых предметов, передавать линейную и воздушную перспективу. Она наиболее близка к сложному карандашному рисунку с тщательно проработанными деталями. Трафарет для такой работы не может быть абсолютно подробным. В этой технике в качестве трафарета лучше использовать выбранный образец: перенести на основу главные контуры и детали, а проработку мелких выполнять пирографом по референсу.
Использование трафарета облегчает работу. Но даже он не отменяет необходимости усовершенствования основных навыков рисования – чем они лучше, тем качественнее работа пирографиста.
Как выжигать по дереву, если не умеешь рисовать
Что делать если желание выжигать по дереву есть, а уверенности в способностях к рисованию нет, но при этом душа просится в творческий полет и хочет оторваться от трафаретных стереотипов:
- Можно обратить своё внимание на естественную красоту древесины, оттенив или подчеркнув её с помощью пирографа.
- Например, взяв хвойную основу, пройти иглой выжигателя по полоскам мягких слоёв, зачернив их, а твёрдые слои оставить нетронутыми.
- Получится оригинальное изображение в стиле оптической абстракции. Иллюстрацией такого оформления может служить работ:а Джона Демпси.
- Используя насадки различных форм или пользуясь техникой точечного выжигания можно преобразить фактуру дерева, придав ей столь своеобразный вид, декоративность которого сложно недооценить.
- Если же абстракции любой сложности – не ваш стиль, попробуйте обратиться к простым геометрическим орнаментам.
- Их бесхитростная красота, гармоничное сочетание и переплетение линий не даром легли в основу народных росписей, вышивок и резьбы – они радуют глаз и восхищают до сих пор.
Так почему бы и начинающему пирографисту не обратиться к богатству национальной культуры?
Пошаговый процесс выжигания
Независимо от того, какая техника выполнения рисунка выбрана, начинать выжигание лучше с нанесения контура:
- Двигаясь от краёв рисунка к центру, старайтесь не смазать скопированное изображение.
- Ошибившись, не расстраивайтесь: на начальном этапе работы неправильно выжженные линии можно удалить с помощью наждачной бумаги.
- Завершив первый этап, приступайте к оформлению работы – штриховке, заливке, созданию градиента, затемнению фона в силуэтной технике.
- Чтобы избежать преждевременного утомления, линию и штрих ведите «на себя» – такое движение руки более удобно.
- Завершив выжигание, избавьтесь от мелких угольков, образовавшихся в процессе. Сделать это можно с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
- После финальной обработки тщательно очистите готовое изделие. Затем работу можно декорировать с помощью красок или морилок.
- Для раскрашивания выжженного рисунка подходят даже цветные карандаши!
- Дополнительная обработка изделия бесцветным лаком усилит и выделит естественные фактуры дерева, подчеркнет контраст между ним и выжженной поверхностью.
- А также придаст насыщенности краскам, если изделие было дополнительно расписано, сбережёт его от агрессивной внешней среды.
Техника безопасности при выжигании
Стоит ли говорить, что имея дело с огненным искусством, нужно быть чрезвычайно осторожным? Во всяком случае, повторить правила, обеспечивающие безопасность, не помешает.
Оступиться может каждый, а последствия ошибки могут привести к трагедии. Поэтому детям нужно не только объяснить технику безопасности при работе с пирографом, но и контролировать её соблюдение.
Да и вообще было бы лучше, если бы ребенок выжигал под присмотром взрослого.
Поскольку мы имеем дело с электричеством и электрическими приборами, естественно, надо следить за исправностью розеток и проводов.
Их проверку осуществляют до начала работы, в противном случае не исключена возможность короткого замыкания, которое может привести к возгоранию и пожару в мастерской.
Оголённые провода прибора опасны не только этим, но и могут стать причиной поражения электрическим током.
Ну, а если всё в порядке и работа начата, соблюдение этих простых правил убережёт от прочих опасностей:
- Держите включенный прибор за рукоятку, не прикасайтесь к его раскалённым частям – это травмоопасно.
- При нагревании и остывании прибора пользуйтесь специальной огнеупорной подставкой. Даже выключенный инструмент нельзя класть на стол, поскольку раскалённое жало может испортить поверхность столешницы или спровоцировать задымление.
- Для смены насадок – особенно в процессе выжигания – пользуйтесь плоскогубцами. Не прикасайтесь к раскалённому перу голыми руками – выключите из сети и дождитесь остывания инструмента.
- Не допускайте беспечного обращения со включённым выжигателем, чтобы не обжечься и не получить серьёзных повреждений и травм.
- Включенный, раскалённый пирограф пожароопасен, его нельзя оставлять без присмотра!
- Не допускайте перегрева прибора – это сокращает срок его службы, приводя к перегоранию.
- При выжигании используйте только чистую древесину, не обработанную красками и лаками: ядовитые продукты горения и плавления этих веществ могут привести к токсическому отравлению и повреждению слизистой оболочки глаза.
- Очищать древесину – особенно фанеру – широкой щёточкой или кистью, чтобы избежать подъёма древесного «ворса»: занозы во время работы тоже ни к чему.
- Регулярно проветривайте помещение, чтобы избежать лишнего задымления.
Словом, если подходить к организации и выполнению работы ответственно, ваше хобби, действительно, будет дарить вам только радость!
Лайфхаки и ценные советы
Чтобы поскорее освоить полюбившееся ремесло, стоит воспользоваться советами умудрённых опытом мастеров.
Сорваться с места в карьер легко, но, переоценив свои силы, столкнувшись с трудностями, не перегоришь ли тогда быстрее, чем пирограф? Итак:
- Не пытайся сразу взяться за сложную работу, учись на простых изображениях, постепенно набирая опыт и совершенствуя мастерство.
- Чтобы выжечь тонкую, изящную линию, не нажимай на ручку выжигателя, веди ее быстро и плавно. Толстые линии и штрихи выжигай медленно.
- Чтобы получить более насыщенный оттенок, увеличь температуру петли накала или жала. Но не перестарайся, чтобы они не перегорели.
- Чтобы начало линии не выделялось более жирной и тёмной точкой, было плавным и естественным, в момент прикосновения жала к древесине слегка подуйте на него.
- При выполнении контуров старайтесь не отрывать наконечник от поверхности. Чтобы облегчить эту работу можно слегка пододвигать основу в процессе выжигания.
- Заливка выполняется плавными круговыми движениями на средней температуре накала. Перегретое жало испортит её глубокими бороздами, сильно отличающимися по цвету.
- И на петле, и на жале во время выжигания образуется нагар. Его нужно аккуратно счищать. Это можно сделать мелкозернистой наждачной бумагой, маленьким ножичком или металлической губкой для мытья посуды.
- Плавный тоновой переход при рисовании линии можно сделать с помощью вентилятора: то охлаждающееся, то снова нагревающееся перо будет оставлять след, неравномерный по тону, получится своего рода естественный градиент.
Каждый мастер, осваивая и совершенствуя ремесло, открывает для себя свои способы облегчить работу, или улучшить её результаты. Секреты мастерства раскрываются с приобретением опыта.
Да! Не стареющее искусство пирографии ещё способно удивлять! Оно, как любое живое искусство, развивается и усовершенствуется.
Оно предоставляет массу возможностей для самореализации художника в любом возрасте и на любом этапе его становления.
Его прелесть – в максимальной доступности, как с точки зрения материального обеспечения, так и освоения техник выжигания.
Полезное и увлекательное занятие, ремесло, шагнувшее из древности в современность!