Выжигание по дереву — пошаговые мастер-классы для начинающих, наборы, картинки и рисунки для выжигания + фото идеи

Среди тех, чьё детство и юность пришлись на 80-е годы, сложно найти человека, которого не коснулось бы увлечение пирографией, то есть, выжиганием по дереву.

До сих пор при взгляде на маленькую коробочку с надписью «Узор» или «Вязь» у взрослых тётенек и дяденек теплеют взоры, и вспоминаются чудесные вечера, проведенные за любимым хобби.

Тем удивительнее тот факт, что история этого вида творчества уходит корнями в такую древность, в которой мастера с выжигательным аппаратом представить себе довольно сложно.

Как? Без электричества? Да! На Руси выжигание освоили уже в IX веке.

А найденные при перуанских раскопках предметы, украшенные пирографической росписью, датируются археологами аж VIII веком до нашей эры!

Не забыта пирография и сейчас. Более того! Возможности создать с её помощью настоящий шедевр в наши дни значительно увеличились!

Выжигание по дереву, подзабытое в начале столетия, вновь становится популярным. И не мудрено! Ведь пользу этого занятия трудно оспорить.

Кроме возможности украсить свой быт, она развивает и воспитывает в детях множество важных качеств, умений и навыков.

А взрослым помогает отвлечься от повседневной суеты, служа своеобразной медитацией.

Содержание

Специфика выжигания по дереву и сфера применения

Слово «пирография» в буквальном переводе означает «письмо огнём». Изображение наносят раскалённой иглой почти так же, как делают это при рисовании карандашом.

Поверхность, кстати, может быть не только деревянной: пирографию применяют также для выжигания по картону, бумаге, пробке, ткани и коже. Но древесина в этой технике используется значительно чаще.

Древесная основа позволяет мастеру реализовать практически любую фантазию.

С помощью пирографической иглы или жала можно выполнить тоновой или контурный рисунок, экспериментировать с текстурами.

А также использовать для оформления и передачи объёма штрихи или точки, объединять различные техники выжигания, совмещать их с росписью, резьбой или элементами аппликации.

Кроме того, сама фактура дерева настолько красива, что естественным образом становится частью декора готового изделия.

Следует отметить, что, поскольку выжигание связано с процессом горения, во время работы неизбежно некоторое задымление.

Значит, надо позаботиться о том, чтобы помещение, в котором планируется заниматься пирографией, хорошо проветривалось.

С её помощью можно оформлять мебель, предметы быта и кухонную утварь, деревянные игрушки и сувениры, создавать бижутерию и картины.

Сферы применения этой техники столь же разнообразны, сколь и сами способы выжигания.

Выжигательный аппарат до эпохи электричества

Нынче приобщиться к этому увлекательному виду творчества не сложно: приобрести инструменты и материалы не составляет проблемы.

А для того, чтобы представить себе древнее приспособление для выжигания, пожалуй, придётся включить фантазию.

Это ещё раз доказывает, что для реализации творческих замыслов не может быть преград – справиться можно с любой задачей:

  • Согласно гипотезе Роберта Бойера, ещё доисторическими людьми обугленное в костре дерево использовалось для создания, возможно, ритуальных, конструкций и изображений.
  • Они были предтечей этого удивительного искусства. Научившись же изготавливать и использовать металлы, человек усовершенствовал и выжигание.
  • Огненный след пирографии обнаруживается и в древнем Египте, и в африканских племенах, и в китайской культуре эпохи династии Хань, и в перуанской культуре Наска.
  • Последняя, кстати, считается древнейшей: представляющая её 13-сантиметровая чаша с изображением девяти колибри датируется приблизительно 700-м годом до нашей эры!
  • Вплоть до Средних веков выжигали с помощью раскалённого железного гвоздя или прута. Использовали в работе и увеличительное стекло, направляя через него на контуры рисунка луч солнца.
  • И до викторианской эпохи, подарившей миру первые выжигательные приборы, ремесло это чаще называли «покерворком».
  • Начиная с XVII века пирография развивалась уже уверенно и стабильно. К XIX веку пирографисты могли похвастаться очень сложными и техничными работами!

Конечно, пирографы тех лет были огромными и громоздкими.

Один из первых приборов, изображение которого сохранила история, был переделан из медицинского оборудования.

Устройства, подобные «машине для прижигания Клода Паккелена» использовали в качестве «топлива» пар, газ или спирт.

Когда же, благодаря Мануэлю Перье, пирограф стал компактным, выжигание – не без участия рекламы, конечно, — даже стало популярным женским рукоделием:

  • Набор помещался в красивую, выжженную (!) шкатулку. Включал в себя пару стеклянных флаконов, несколько резиновых трубочек, грушевидные насосики, рукоятку из дерева и платиновую насадку.
  • В один из флаконов помещали вату и наливали бензин. Трубками соединяли его с рукояткой и грушами. На рукоятку насаживали платиновый наконечник.
  • Второй флакон использовался как спиртовая горелка: над нею нагревали наконечник – он должен был раскалиться докрасна.
  • Взяв в одну руку ручку с раскалённой насадкой, второй с помощью груш подкачивали воздух с бензиновыми парами, что позволяло контролировать температуру наконечника.

Правда, стоит отметить, что пирограф Перье был не безопасен: флаконы могли опрокинуться и даже взорваться! Но остановить прогресс пирографии это уже не могло.

Материалы и инструменты для выжигания

Приступая к освоению любого ремесла надо узнать, как правильно выбрать инструменты и материалы, понять, на что следует обратить внимание и с чего начать.

Если речь идёт о выжигании по дереву, то стоит познакомиться со свойствами древесины, чтобы выбрать наиболее подходящую основу.

Если речь идёт о пирографе, то есть, о выжигательном аппарате, надо ознакомиться с различными моделями, изучить их технические характеристики.

Это поможет сделать работу приятной и значительно быстрее добиться желаемых результатов.

Пирограф

Электровыжигатели, подобные тем, к которым мы привыкли, начали выпускаться в 50-х годах XX века. Сейчас можно найти различные модели этих приборов, но, по сути, делятся они на два вида:

  1. Петельные
  2. Паяльниковые.

Отличаются они друг от друга скоростью нагрева и остывания, уровнем накала и возможностью его регулировать.

А также наличием насадок и их прочностью и различными принципами действия самого выжигающего элемента. К выбору прибора стоит подойти ответственно.

Особенно если заниматься выжиганием будет ребёнок. Аппарат должен иметь удобную ручку соответствующей толщины.

Такую, к которой не придётся долго приноравливаться, которая не будет переутомлять пальцы ребёнка.

Чаще всего для знакомства с выжиганием выбирают именно петельные пирографы. Большинству взрослых они и знакомы по детским увлечениям.

Конструкция этих аппаратов проста: в пластмассовый корпус помещён трансформатор, соединённый проводом с ручкой, на которой закреплена проволочная петля накаливания.

Плюсы петельных пирографов:

  • Быстрое накаливание, быстрое остывание (дети не любят долго ждать, да и не у каждого взрослого на это есть время);
  • Возможность регулирования температуры нагрева (на корпусе есть переключатель);
  • При необходимости проволочную петлю можно поменять – в наборе всегда есть запасная – приобрести новую или сделать её самостоятельно (но это уже занятие не для детей);
  • Высокая скорость выжигания вследствие сильного накала наконечника;
  • Удобная ручка, позволяющая держать руку над самой работой, облегчая прорисовывание деталей изображения.

Минусы петельных пирографов:

  • Аппараты быстро нагреваются и могут перегореть, поэтому придётся время от времени прерывать работу (согласно большинству инструкций – раз в 30 минут);
  • Срок службы петельных насадок невелик, а замена трудна (хотя в современных моделях проблема замены насадки практически решена);
  • Петельный выжигатель не рассчитан на создание тонового рисунка и рисование непрерывных линий. Основные приёмы работы с ним – штриховка и точечные изображения.

В среде мастеров-пирографистов паяльниковые выжигатели считаются более продвинутым инструментом.

Плюсы паяльниковых пирографов:

  • Разогретое жало сохраняет набранный накал сколь угодно долго;
  • Насадки прочные, поскольку для их изготовления используются тугоплавкие металлы. Они редко ломаются, их можно заменить, не выключая прибор;
  • Паяльниковый выжигатель предоставляет возможность использовать большое количество средств художественной выразительности: непрерывная линия, толщина которой будет зависеть от насадки, свето-теневой рисунок, заливка, градиент и др.
  • Насадки паяльникового пирографа позволяют создавать штампы.

Минусы паяльниковых пирографов:

  • Длительный нагрев и остывание;
  • Фиксированная температура (отрегулировать нельзя);
  • Толщина, вес и длина ручки понижают маневренность руки при выполнении работы;
  • Низкая скорость выжигания;
  • При поломке восстановлению не подлежит.

Конечно, при соблюдении правил эксплуатации любой прибор будет служить долго.

Привыкнув к нему, «подружившись» с ним, поняв все тонкости и нюансы манипуляций, создать рисунок любой сложности и назначения будет уже не трудно.

Древесина мягких пород

Инструмент выбран. Надо позаботиться о материале. Обычно в наборе, вместе с пирографом и насадками, есть специально подготовленные досочки или фанерки.

Да и приобрести в магазине, предлагающем товары для творчества, комплекты досок для пирографии не составляет проблемы.

Но если оригинальная идея подталкивает к самостоятельному выбору материала, на что следует обратить внимание:

  1. Порода дерева. Идеальным вариантом считаются берёза, липа, ольха, каштан, осина, тополь. Тут значение имеет ещё и сфера применения будущего изделия, поэтому, чтобы не ошибиться, желательно заранее ознакомиться с характеристиками древесины той или иной породы.
  2. Структура древесины. Если поверхность основы плотная, однородная, имеет мелкопористую структуру, без сколов, трещин, сучков или других пороков, успех в работе уже наполовину у вас в кармане! Впрочем, иногда сучки и естественные трещины можно удачно использовать в композиции рисунка.
  3. Смолистость или наличие клея в составе основы. На первых порах этого лучше избегать, ведь, кроме неприятного запаха, эти особенности могут подкинуть неприятные сюрпризы в процессе выжигания, испортив изображение.
  4. Оттенок древесины. Конечно, его выбор зависит от задумки, но, как правило, выжженное изображение куда лучше смотрится на светлых изделиях. При желании или необходимости, дополнительной глубины тона можно добиться с помощью лака или морилки.
  5. Состояние поверхности древесины. Лучше сразу брать чистую и ровную. Хотя, в принципе, основу можно довести до нужного состояния, отшлифовав её самостоятельно. Процесс это довольно трудоёмкий и долгий.

Если внимательно прочитать список, можно заметить, что приоритет закреплён за древесиной пород мягких и средней твёрдости. Это обусловлено необходимой пластичностью материала.

Однако древесину таких наиболее мягких пород, как сосна, сель, кедр и пихта, то есть, хвойных, начинающим пирографистам использовать не рекомендуют.

Во-первых, из-за их смолистости, во-вторых, из-за их неоднородной фактуры, чередующей твёрдые и мягкие слои.

Такая «полосатенькая», то и дело «закипающая» поверхность не позволяет в должной мере детализировать рисунок и основательно проработать мелкие элементы.

Впрочем, это не повод отказываться от работы с ними вовсе. Со временем и опытом можно научиться использовать особенности и хвойных основ.

Так постепенно, начав с фанерных образцов, приложенных к набору для выжигания, можно научиться с первого взгляда определять, насколько подходит та или иная древесина для задуманного изделия.

И превратить особенности её поверхности в ещё один элемент художественной выразительности и декоративной ценности.

Трафарет

Работу начинающего мастера, делающего первые шаги в пирографии, облегчает наличие в наборе для выжигания трафаретов:

  • Это несложные изображения, которые можно легко перевести на деревянную основу и выжечь даже не имея крепкого навыка.
  • На первых порах стоит выбирать рисунки, имеющие чёткий контур и не отягощённые обилием деталей и подробностей. Их главная задача – помочь освоить технику выжигания.
  • Дети с удовольствием выжигают героев мультфильмов и любимых сказок, забавных зверюшек, птичек, бабочек и рыбок, кораблики, машинки и самолётики.
  • Взрослые даже для первых экспериментов могут выбрать следующий уровень сложности, взяв трафарет с изображением натюрморта, пейзажа или портрета.
  • В качестве последнего можно использовать, например, фотографию любимого актёра.

Выбор трафарета на любом этапе обучения и творчества может быть обусловлен не только уровнем профессионализма пирографиста, но и художественной техникой, в которой будет выполнена работа.

Основными техниками выжигания считают:

  • Контурную: она предполагает линейное выжигание по контуру изображения – надписи, рисунка, узора, орнамента и т.п. Не предполагает штриховки, заливки, свето-теневой или иной проработки пирографом. Трафарет для такого изображения и будет представлять собой такой контур.
  • Силуэтную: она предполагает создание контрастного изображения путём выделения освещённых его участков. Древесная основа на них остаётся чистой, а фон и затенённые участки рисунка затемняются пирографом. Причём это может быть как штриховка, так и любая другая техника, например, заливка. Понятно, что на трафарете такого изображения должны тёмные и светлые участки должны быть выделены цветом.
  • Художественную: она объединяет две предыдущие техники, позволяет передавать объём изображаемых предметов, передавать линейную и воздушную перспективу. Она наиболее близка к сложному карандашному рисунку с тщательно проработанными деталями. Трафарет для такой работы не может быть абсолютно подробным. В этой технике в качестве трафарета лучше использовать выбранный образец: перенести на основу главные контуры и детали, а проработку мелких выполнять пирографом по референсу.

Использование трафарета облегчает работу. Но даже он не отменяет необходимости усовершенствования основных навыков рисования – чем они лучше, тем качественнее работа пирографиста.

Как выжигать по дереву, если не умеешь рисовать

Что делать если желание выжигать по дереву есть, а уверенности в способностях к рисованию нет, но при этом душа просится в творческий полет и хочет оторваться от трафаретных стереотипов:

  • Можно обратить своё внимание на естественную красоту древесины, оттенив или подчеркнув её с помощью пирографа.
  • Например, взяв хвойную основу, пройти иглой выжигателя по полоскам мягких слоёв, зачернив их, а твёрдые слои оставить нетронутыми.
  • Получится оригинальное изображение в стиле оптической абстракции. Иллюстрацией такого оформления может служить работ:а Джона Демпси.
  • Используя насадки различных форм или пользуясь техникой точечного выжигания можно преобразить фактуру дерева, придав ей столь своеобразный вид, декоративность которого сложно недооценить.
  • Если же абстракции любой сложности – не ваш стиль, попробуйте обратиться к простым геометрическим орнаментам.
  • Их бесхитростная красота, гармоничное сочетание и переплетение линий не даром легли в основу народных росписей, вышивок и резьбы – они радуют глаз и восхищают до сих пор.

Так почему бы и начинающему пирографисту не обратиться к богатству национальной культуры?

Пошаговый процесс выжигания

Независимо от того, какая техника выполнения рисунка выбрана, начинать выжигание лучше с нанесения контура:

  • Двигаясь от краёв рисунка к центру, старайтесь не смазать скопированное изображение.
  • Ошибившись, не расстраивайтесь: на начальном этапе работы неправильно выжженные линии можно удалить с помощью наждачной бумаги.
  • Завершив первый этап, приступайте к оформлению работы – штриховке, заливке, созданию градиента, затемнению фона в силуэтной технике.
  • Чтобы избежать преждевременного утомления, линию и штрих ведите «на себя» – такое движение руки более удобно.
  • Завершив выжигание, избавьтесь от мелких угольков, образовавшихся в процессе. Сделать это можно с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
  • После финальной обработки тщательно очистите готовое изделие. Затем работу можно декорировать с помощью красок или морилок.
  • Для раскрашивания выжженного рисунка подходят даже цветные карандаши!
  • Дополнительная обработка изделия бесцветным лаком усилит и выделит естественные фактуры дерева, подчеркнет контраст между ним и выжженной поверхностью.
  • А также придаст насыщенности краскам, если изделие было дополнительно расписано, сбережёт его от агрессивной внешней среды.

Техника безопасности при выжигании

Стоит ли говорить, что имея дело с огненным искусством, нужно быть чрезвычайно осторожным? Во всяком случае, повторить правила, обеспечивающие безопасность, не помешает.

Оступиться может каждый, а последствия ошибки могут привести к трагедии. Поэтому детям нужно не только объяснить технику безопасности при работе с пирографом, но и контролировать её соблюдение.

Да и вообще было бы лучше, если бы ребенок выжигал под присмотром взрослого.

Поскольку мы имеем дело с электричеством и электрическими приборами, естественно, надо следить за исправностью розеток и проводов.

Их проверку осуществляют до начала работы, в противном случае не исключена возможность короткого замыкания, которое может привести к возгоранию и пожару в мастерской.

Оголённые провода прибора опасны не только этим, но и могут стать причиной поражения электрическим током.

Ну, а если всё в порядке и работа начата, соблюдение этих простых правил убережёт от прочих опасностей:

  1. Держите включенный прибор за рукоятку, не прикасайтесь к его раскалённым частям – это травмоопасно.
  2. При нагревании и остывании прибора пользуйтесь специальной огнеупорной подставкой. Даже выключенный инструмент нельзя класть на стол, поскольку раскалённое жало может испортить поверхность столешницы или спровоцировать задымление.
  3. Для смены насадок – особенно в процессе выжигания – пользуйтесь плоскогубцами. Не прикасайтесь к раскалённому перу голыми руками – выключите из сети и дождитесь остывания инструмента.
  4. Не допускайте беспечного обращения со включённым выжигателем, чтобы не обжечься и не получить серьёзных повреждений и травм.
  5. Включенный, раскалённый пирограф пожароопасен, его нельзя оставлять без присмотра!
  6. Не допускайте перегрева прибора – это сокращает срок его службы, приводя к перегоранию.
  7. При выжигании используйте только чистую древесину, не обработанную красками и лаками: ядовитые продукты горения и плавления этих веществ могут привести к токсическому отравлению и повреждению слизистой оболочки глаза.
  8. Очищать древесину – особенно фанеру – широкой щёточкой или кистью, чтобы избежать подъёма древесного «ворса»: занозы во время работы тоже ни к чему.
  9. Регулярно проветривайте помещение, чтобы избежать лишнего задымления.

Словом, если подходить к организации и выполнению работы ответственно, ваше хобби, действительно, будет дарить вам только радость!

Лайфхаки и ценные советы

Чтобы поскорее освоить полюбившееся ремесло, стоит воспользоваться советами умудрённых опытом мастеров.

Сорваться с места в карьер легко, но, переоценив свои силы, столкнувшись с трудностями, не перегоришь ли тогда быстрее, чем пирограф? Итак:

  • Не пытайся сразу взяться за сложную работу, учись на простых изображениях, постепенно набирая опыт и совершенствуя мастерство.
  • Чтобы выжечь тонкую, изящную линию, не нажимай на ручку выжигателя, веди ее быстро и плавно. Толстые линии и штрихи выжигай медленно.
  • Чтобы получить более насыщенный оттенок, увеличь температуру петли накала или жала. Но не перестарайся, чтобы они не перегорели.
  • Чтобы начало линии не выделялось более жирной и тёмной точкой, было плавным и естественным, в момент прикосновения жала к древесине слегка подуйте на него.
  • При выполнении контуров старайтесь не отрывать наконечник от поверхности. Чтобы облегчить эту работу можно слегка пододвигать основу в процессе выжигания.
  • Заливка выполняется плавными круговыми движениями на средней температуре накала. Перегретое жало испортит её глубокими бороздами, сильно отличающимися по цвету.
  • И на петле, и на жале во время выжигания образуется нагар. Его нужно аккуратно счищать. Это можно сделать мелкозернистой наждачной бумагой, маленьким ножичком или металлической губкой для мытья посуды.
  • Плавный тоновой переход при рисовании линии можно сделать с помощью вентилятора: то охлаждающееся, то снова нагревающееся перо будет оставлять след, неравномерный по тону, получится своего рода естественный градиент.

Каждый мастер, осваивая и совершенствуя ремесло, открывает для себя свои способы облегчить работу, или улучшить её результаты. Секреты мастерства раскрываются с приобретением опыта.

Да! Не стареющее искусство пирографии ещё способно удивлять! Оно, как любое живое искусство, развивается и усовершенствуется.

Оно предоставляет массу возможностей для самореализации художника в любом возрасте и на любом этапе его становления.

Его прелесть – в максимальной доступности, как с точки зрения материального обеспечения, так и освоения техник выжигания.

Полезное и увлекательное занятие, ремесло, шагнувшее из древности в современность!

Фото выжигания по дереву

Автор статьи:
Добавить комментарий